[an error occurred while processing this directive]

Ручной тормоз

Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах. Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя основных ножных тормозов. В этом случае нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного пробуксовывания колодок тормоза о барабан, так как при этом накладки и весь тормоз перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент.

Рис. 1. Ручной тормоз:

1 - собачка; 2 - пружинный хомутик; 3 - рейка; 4 - рукоятка; 5 - стяжная пружина колодок; 6 и 10 - колодки; 7 - рычаг колодки; 8 - ось рычага колодок; 9 - разжимное звено; 11 - опорный палец; 12 - тормозной барабан; 13 - заглушка регулировочного лючка; 14 - регулировочное устройство; 15 - щит тормоза; 16 - тяга рычага колодок; 17 - рычаг привода; 18 - оттяжная пружина; 19 - палец; 20 вилка; 21 - трос.

Ручной тормоз (рис. 1) установлен за короткой передач и действует на карданный вал автомобиля. Щит 15 тормоза укреплен на фланце задней крышки коробки передач. Опорой колодок и самого тормоза является палец 11, вставленный в ушки задней крышки коробки передач и закрепленный винтом с контргайкой. Верхние концы колодок опираются на палец, нижние - входят в прорези регулировочного устройства 14, состоящего из винта и гайки-звездочки. Колодки стягиваются U-образной пружиной 5. В верхней части правой колодки на оси 8 укреплен рычаг 7 колодок тормоза, выступ которого опирается на разжимное звено 9, помещенное между выступами верхних концов колодок.

Рычаг 17 привода, соединенный тягой 16 с рычагом колодок, установлен на оси, ввернутой в бобышку задней крышки коробки. К наружному концу рычага привода присоединена вилка 20 наконечника приводного троса 21. Рычаг привода оттягивается назад пружиной 18. Щель в тормозном щите, через которую рычаг привода проходит внутрь тормоза, закрыта резиновым чехлом.

Тормозной барабан 12 посажен на центровочный бурт фланца выводного вала коробки передач и укреплен болтами. К этому же фланцу присоединен фланец промежуточного карданного вала. На диске тормозного барабана имеется лючок для регулировки тормоза, закрытый резиновой заглушкой 13.

Рукоятка 4 привода, установленная на кронштейне под панелью приборов с левой стороны от водителя, имеет рейку 8, в зубья которой входит собачка 1, удерживающая рукоятку в заторможенном состоянии. Для того чтобы отпустить тормоз, следует повернуть рукоятку против часовой стрелки на 1/6 оборота и переместить от себя. Трос 21 привода тормоза помещен в жесткой трубе. В верхней части трубки, около переднего щита кабины, имеется отверстие для смазки троса, закрытое пружинным хомутиком 2.

На автомобилях последнего выпуска в нижней части кронштейна установлен выключатель 4 (рис. 2) контрольной лампы ручного тормоза.

Рис. 2. Рукоятка ручного тормоза:

1 - штифт рейки; 2 - кронштейн; 3 - штифт рукоятки; 4 - выключатель лампы ручного тормоза.

При отпущенной рукоятке тормоза штифт 3 нажимает на плунжер и выключает лампу. На автомобилях более ранних выпусков выключатель установлен на переднем щите.

Регулировка ручного тормоза.

Слабое торможение или отсутствие торможения при полностью вытянутой рукоятке свидетельствуют о необходимости регулировки тормоза.

Увеличенный ход рукоятки возможен при большом зазоре между колодками и барабаном при износе накладок или при большом свободном ходе в механизме привода.

Зазор между колодками и барабаном ручного тормоза необходимо регулировать в следующем порядке:

  1. Поднять домкратом одно заднее колесо.
  2. Через регулировочный лючок в тормозном барабане при помощи отвертки завернуть гайку-звездочку регулировочного устройства 14 (см. рис. 1) так, чтобы барабан не проворачивался от усилия рук.
  3. Отвернуть гайку-звездочку в обратном направлении настолько, чтобы барабан 12 свободно вращался, не задевая за колодки тормоза. Свободное вращение барабана проверять после нажатия рукой на рычаг 17 привода и возврата его в исходное положение.
  4. После регулировки закрыть лючок в барабане резиновой заглушкой.
    Если после указанной регулировки ход рукоятки будет все еще велик, то необходимо отрегулировать привод тормоза. Для этого следует установить рукоятку 4 привода ручного тормоза в крайнее переднее положение и отрегулировать длину троса вращением вилки 20. Натянув трос, нужно завернуть вилку до совпадения отверстий. в вилке и рычаге 17 привода, который при этом должен находиться в заднем крайнем положении до упора в щит тормоза (оттянут пружиной 18). Затем надо вставить палец вилки головкой кверху и зашплинтовать. При правильной регулировке тормоза и его привода рукоятка 4 должна вытягиваться рукой при затормаживании автомобиля не более чем на 5-7 зубцов рейки.