[an error occurred while processing this directive]

Передняя подвеска с рычажными амортизаторами (выпускалась до 1962г)

Регулировка передней подвески

Наклон шкворня

Развал колес

Регулировка развала

Регулировка наклона шкворня

Разборка передней подвески

Стабилизатор поперечной устойчивости

Уход за передней подвеской

Передняя подвеска (рис. 1) независимая рычажно-пружинная, смонтирована на отъемной поперечине рамы и представляет собой отдельный самостоятельный узел. Подвеска в сборе прикреплена к лонжеронам подмоторной рамы десятью болтами. Между поперечиной подвески и рамой установлены шумоизолирующие резиновые прокладки.


рис. 1 Передняя подвеска:

1 и 14 - болты зажимов; 2 - стойка; 3 - резьбовая втулка; 4 - верхний резьбовой палец; 4 - нижний резьбовой палец; 6 - эксцентриковая втулка; 7 - болты крепления оси нижних рычагов; 8 - резьбовая втулка; 9 - ось нижних рычагов; 10 - пружина подвески; 11 - нижний рычаг подвески; 12 - чашка пружины; 13 - буфер сжатия; 15 - стопор шкворня; 16 - шкворень; 17 - буфер отдачи; 18 - рычаг амортизатора; 19 - поворотный кулак.

Подвеска осуществлена при помощи системы рычагов, вращающихся на резьбовых шарнирах, витых цилиндрических пружин в амортизаторов двойного действия. Амортизаторы закреплены на верхних площадках по концам поперечины подвески. Рычаги 18 амортизаторов являются верхними рычагами подвески.
Нижние рычаги 11 качаются на оси 9, прикрепленной болтами к нижней части коробчатой поперечины. С осью рычаги соединены через резьбовые втулки 8, плотно ввинченные в головки рычагов. Наружная резьба втулок специального профиля обеспечивает плотную посадку их в рычагах и надежное самоторможение, а внутренняя резьба обычного профиля с затупленными вершинами обеспечивает свободное вращение рычагов на оси.
Упругим элементом подвески являются спиральные цилиндрические пружины 10. Верхний конец пружины через резиновую противошумную шайбу упирается в верхнюю полку поперечины, а нижний конец - в чашку 12, закрепленную на нижних рычагах. Верхние и нижние рычаги шарнирно соединены через втулки и резьбовые пальцы с кованой стальной стойкой 2.
Втулки 3 и 6 неподвижно закреплены в головках стойки клеммовыми зажимами при помощи болтов 1 и 14. Нижняя втулка эксцентриковая, позволяющая производить регулировку развала колеса. Поворотом верхней резьбовой втулки регулируется наклон шкворня вперед или назад. Ход колеса вверх ограничивается буфером 13, вниз - буфером 17, в который упирается площадка рычага амортизатора. Поворотный кулак 19 колеса соединен со стойкой 2 при помощи шкворня 16, неподвижно закрепленного стопором 15 в бобышке стойки, и упорного подшипника. Для уменьшения трения в цапфы поворотного кулака запрессованы бронзовые втулки. Смазку всех шарнирных соединений подвески, а также втулок шкворня и его подшипника производят через пресс-масленки.
На автомобилях первых выпусков система смазки всех шарнирных соединений передней подвески и рулевых тяг была централизованной. К фланцу поворотного кулака четырьмя болтами прикреплен щит тормоза, на котором смонтированы рабочие цилиндры и колодки тормоза. На оси поворотного кулака на двух радиально-упорных шарикоподшипниках вращается ступица колеса.
Переднюю подвеску на заводе тщательно регулируют. Однако в начале эксплуатации (первые 1000-2000 км) возможно нарушение этой регулировки вследствие приработки и осадки деталей подвески и их крепления. Поэтому после первой 1000 км пробега рекомендуется проверить и отрегулировать переднюю подвеску, особенно схождение колес, как указано ниже.
Регулировка передней подвески <<<
Регулировка передней подвески заключается в доведении до требуемых величин углов установки передних колес: наклона шкворня вперед или назад, развала и схождения колес. При перемещении колес относительно кузова вверх или вниз наклон шкворня, развал, и схождение изменяются. Поэтому регулировку нужно производить при положении колес, соответствующем полной нагрузке автомобиля (при этом нижние рычат подвески должны быть параллельны полу).
Наклон нижнего конца шкворня вперед или назад должен быть равен 0њ + 1њ;
развал колес 0њ + 30';
схождения колес 1,5-3 мм.
От правильной установки передних колес в значительной мере зависят устойчивость автомобиля, легкость рулевого управления и износ шин передних колес. Правильно установленные колеса имеют минимальное скольжение в месте контакта шины с дорогой.
Наклон шкворня <<<
Наклон шкворня вперед сделан для улучшения стабилизация передних колес (самовозвращения в исходное среднее положение), уменьшения усилия на рулевом колесе и улучшения устойчивости автомобиля. Угол наклона шкворня вперед считается положительным, если нижний конец шкворня отклонен вперед, и отрицательным - если отклонен назад. При больших отклонениях за рекомендованные пределы в первом случае усилие на рулевом колесе становится чрезмерно большим, а самовозвращение колес в исходное средне" положение слишком резким; во втором случае - колеса не возвращаются в исходное положение, и автомобиль становится неустойчивым (не "держит" дорогу).
Развал колес <<<
Развал колес влияет в основном на равномерность износа протектора шин передних колес. Развал считается положительным, если верхние точки плоскости колеса наклонены наружу, и отрицательным - если наклонены внутрь (к середине автомобиля). При значительном превышении рекомендованных величин развала повышается износ наружной (при положительном развале) или внутренней (при отрицательном развале) стороны протектора шин.
Схождение колес существенно влияет на износ шин и несколько менее на устойчивость автомобиля. Увеличение схождения колее приводит к повышенному износу наружной стороны протектора шин, а уменьшение схождения (отрицательное, схождение, расхождение) - к повышенному износу внутренней стороны протектора шин.
Большое отклонение величины схождения в ту или другую сторону приводит к потере устойчивости - автомобиль начинает "рыскать" по дороге, особенно при высокой скорости.
Регулирующие устройства углов наклона шкворня и развала, а также схождения колес выполнены раздельно. Угол наклона шкворня вперед или назад регулируют вращением верхней втулки 3 стойки подвески. При повороте втулки по часовой стрелке на один оборот угол наклона нижнего конца шкворня вперед увеличивается на 0њ35', а при повороте против часовой стрелки на один оборот - уменьшается на эту же величину. Наибольшее изменение угла наклона шкворня, равное + 1њ, получается за 1 5/6 оборота втулки в ту или иную сторону от среднего положения.
Развал колес регулируют нижними эксцентриковыми втулками 6 стоек подвески. Если при повороте эксцентриковой втулки нижний конец стойки приближается к лонжерону, то развал увеличивается, а если удаляется - развал уменьшается. Наибольшее изменение развала, равное 1њ20', получается за 1/2 поворота эксцентриковой втулки от положения максимального приближения к лонжерону до положения наибольшего удаления от него.
Регулировка схождения колес осуществляется регулировочными трубками боковых тяг рулевой трапеции. Измерение схождения производят по шинам на высоте центров колес. При регулировке развала колес одновременно изменяются угол наклона шкворня вперед и схождение колес; поэтому сначала надо отрегулировать развал колес, затем угол наклона шкворня вперед (или назад) и в последнюю очередь схождение колес. Перед регулировкой следует проверить и довести до нормального (1,7 кг1см^) давление воздуха в шинах; полезно также убедиться в отсутствии зазора в подшипниках ступиц передних колес и, если нужно, отрегулировать их. Кроме того, рекомендуется нагрузить автомобиль до полной нагрузки, соответствующей весу двух пассажиров на переднем сиденьи (150 кг} и трех пассажиров на заднем сиденьи (225 кг).
Регулировать установку передних колес надо на специальной приспособлении - стенде, позволяющем производить точные измерения и последовательно все регулировки. Если измерения на приспособлении делаются по шинам, то совершенно необходимо перед их началом найти и отметить точки равного биения шин, в противном случае регулировка будет грубой, особенно регулировка схождения колес. При измерении угла наклона шкворня и развала колес эти точки должны находится в вертикальной плоскости, при измерении схождения колес - в горизонтальной. При отсутствии специального приспособление измерять можно простыми средствами, установив автомобиль на горизонтальную площадку. Ниже приводится порядок операции регулировки углов установки передних колес (поочередно для правого и левого колес).
Для регулировки развала необходимо: <<<
1. Ослабить болт 14 в нижней головке стойки для освобождения эксцентриковой втулки.
2. Повернуть ключом эксцентриковую втулку 6, чтобы получить требуемой развал.
3. Затянуть болт 14.
Для регулировки угла наклона шкворня вперед (рис. 2) нужно: <<<
1. Ослабить болт 1 (см. рис. 1) в верхней головке стойки.
2. Повернуть ключом верхнюю втулку 8 для получения необходимого угла наклона шкворня. Ни в коем случае нельзя поворачивать втулку до упора (должен оставаться запас не менее 1/6 оборота), так как в этом случае при качании верхнего рычага торец втулки может упереться в верхнюю головку стойки, и во время работы втулка может повернуться, что вызовет нарушение установленного угла наклона шкворня. Если по каким-либо причинам не удается получить необходимого значения угла наклона шкворня вращением верхней втулки. то можно повернуть на один оборот (в ту или иную сторону) нижнюю эксцентриковую втулку. При этом следует учитывать, что при повороте втулки по часовой стрелке, если смотреть сзади автомобиля, нижний конец шкворня перемещается назад, а при повороте втулки против часовой стрелки - вперед, увеличивая положительное значение угла.
3. Затянуть болт 1.
4. Проверить правильность регулировки развала и угла наклона шкворней обоих колес.
Как правило, угол наклона шкворня вперед (или назад) в эксплуатации не нарушается. Поэтому, если нет каких-либо внешних признаков, указывающих на неправильную установку этого угла, изменять его не следует.



рис. 2 Регулировка угла наклона шкворня вперед.

В случае отсутствия специальных приспособлений угол наклона шкворня вперед можно проверять при помощи большого угольника 3, установленного по уровню, как показано на рис. 3, Базовыми плоскостями при этом служат две обработанные площадки 7 и 2 на стойке подвески.
Для удобства и точности проверки следует снять колеса, предварительно подставив под нижние рычаги или головки стоек подвески подставки соответствующей высоты. Нижние рычаги подвески должны быть расположены горизонтально, что достигается соответствующей дополнительной нагрузкой автомобиля. Величина угла наклона шкворня вперед находится в допустимых пределах, если размер А больше или меньше размера Б на величину не свыше 2.5мм.Развал колес (при отсутствии специального стенда) проверяют с помощью отвеса (рис. 4). Для этого нужно установить колеса в положение езды по прямой, предварительно проверив давление в шинах, найти точки равного бокового биения и, установив эти точки в вертикальной плоскости, коснуться шнуром шины внизу (в этом месте шина расширена за счет смятия ее от нагрузки).Вверху зазор должен быть 2-11 мм для автомобиля с нагрузкой и 3-12 мм для автомобиля без нагрузки.



рис. 3 Проверка величины угла наклона шкворня вперед:
1 и 2 - обработанные площадки; 3 - угольник.

Перед регулировкой схождения колес необходимо убедиться в отсутствии качания маятникового рычага рулевой трапеции. Это делают перемещением рычага рукой вверх и вниз, держа его за конец. Если при этом ощущается заметное перемещение рычага, нужно его отрегулировать .Правильная установка схождения колес при наличии качания маятникового рычага совершенно невозможна, так как даже самых малых покачиваний маятникового рычага достаточно, чтобы схождение колес могло измениться в значительных пределах (т. е. при одной и той же длине рулевых тяг значения величины схождения колес могут быть разными). Колеса при этом не будут иметь жесткой связи через тяги рулевой трапеции, что приведет к колебанию их при движении и повышенному износу шин. После устранения качания маятникового рычага можно приступить к установке схождения колес.



рис. 4 Проверка развала колес.

Схождение колес должно быть таким, чтобы расстояние между внутренними или наружными боковыми поверхностями шин спереди было на 1,5-3 мм меньше такого же расстояния сзади, т. е. размер А должен быть больше размера Б на 1,5-3 мм (рис. 5). При отсутствии специального стенда измерять схождение можно простейшими средствами. При этом не требуется находить точки равного биения шин. Автомобиль устанавливают на смотровую яму или эстакаду в положение езды по прямой (верхние спицы рулевого колеса должны быть расположены горизонтально); при помощи штанги с индикатором или штанги с подвижной линейкой измеряют расстояние между внутренними поверхностями шин сзади несколько ниже центра колеса. Штангу устанавливают в горизонтальном положении так, чтобы она касалась картера двигателя. Точки касания штанги отмечают на шинах мелом.Затем автомобиль перекатывают назад приблизительно на 0,8 м, пока отмеченные на шинах точки не станут спереди примерно на высоте осей нижних рычагов (снова ниже центра колес), и еще раз измеряют расстояние между отмеченными точками.Разница между первым и вторым измерением дает величину схождения колес. Ввиду того что измерение производят ниже центра колес, фактическая величина схождения при таких измерениях получается несколько больше (приблизительно на 10%), однако практически эта неточность не отражается на эксплуатации автомобиля.
Если до регулировки при езде по прямой рулевое колесо занимает правильное положение, боковые спицы его находятся в горизонтальном положении, а величина отклонения схождения от рекомендуемых величин не превышает 3-4 мм, регулировку можно производить изменением длины любой из боковых рулевых тяг.



рис. 5 Проверка схождения колес.

Для этой цели необходимо расшплинтовать и отпустить два болта хомутов 9 (см. рис. 4 раздела "Рулевое управление"), стягивающих концы регулировочной трубки 10; вставить бородок в отверстие регулировочной трубки и поворачивать ее до получения рекомендуемой величины схождения (см. рис. 5 раздела "Рулевое управление"); после регулировки надо установить тяги и наконечники так, чтобы торцы их головок были параллельны торцам головок на рычагах рулевой трапеции, сошке и маятниковом рычаге, повернуть хомуты в положение, указанное на рис. 4 раздела "Рулевое управление", затянуть и зашплинтовать стяжные болты хомутов.
Если до регулировки при езде по прямой колесо занимало неправильное положение (или в том случае, когда регулировка производится после разборки рулевых тяг с нарушением их длины), схождение колес надо устанавливать в следующем порядке:
Повернуть рулевое колесо в положение езды по прямой (боковые спицы должны быть горизонтальны). Изменять расположение рулевого колеса на валу (переставлять колесо на шлицах) не рекомендуется, так как на заводе установка рулевого колеса опреде-
ляется по среднему положению, при котором зазор в зацеплении ролика с червяком отсутствует. Если по каким-либо причинам рулевое колесо снимается с вала, то для установки в прежнее положение необходимо нанести соответствующие метки на торце вала и на ступице рулевого колеса.
Установить левое колесо в положение езды по прямой при помощи шнура, натянутого от заднего левого колеса до переднего на высоте их центров. Изменять длину левой рулевой тяги (поворачиванием регулировочной трубки) нужно до тех пор, пока шнур не будет Касаться шины переднего колеса одновременно спереди и сзади.
Отрегулировать схождение колес с изменением длины правой рулевой тяги.
Разборка передней подвески <<<
Необходимость полной разборки передней подвески возникает очень редко. В большинстве случаев в процессе эксплуатации приходится производить частичную разборку для устранения отдельных неисправностей и замены износившихся или сломавшихся деталей (смена пружин, шкворней, резьбовых пальцев и втулок).
Смену пружины производят следующим образом. Переднюю часть автомобиля Поднимают до отрыва колес и устанавливают на надежные подставки. Под чашку пружины подводят домкрат и поднимают его до воспринятая домкратом нагрузки пружины. Затем гайки болтов, крепящих чашку пружины, отвинчивают. При постепенном опускании домкрата пружина разжимается до свободного состояния. После этого ее вместе с чашкой вынимают вниз между рычагов.
Пружину можно снимать также с помощью двух специальных болтов. Для этого вместо двух противоположных болтов крепления чашки пружины устанавливают длинные болты (длиной 150 мм, диаметром 10 мм, с длиной нарезанной части не менее 120 мм) и затягивают гайками, после чего отвинчивают гайки двух оставшихся болтов крепления чашки и вынимают эти болты. Постепенно отвинчивая поочередно гайки длинных болтов, опускают чашку до тех пор, пока пружина не придет в свободное состояние, после чего снимают болты чашки и вынимают пружину. Устанавливают пружину в обратном порядке. При этом способ установки с помощью двух удлиненных болтов более прост и безопасен. Сжатие пружины с помощью домкрата при ее установке требует дополнительной нагрузки автомобиля. Кроме того, при этом труднее сцентрировать отверстия чашки и рычагов.
Замена резьбовых пальцев и втулок производится также при поднятой передней части автомобиля и нижних рычагах подвески, поднятых домкратом до воспринятая им нагрузки от пружины. Для смены втулок 3 и 6 (см. рис. 1) необходимо вывинтить их резьбовые пальцы и вывернуть болты клеммовых зажимов на головках стоек. После этого втулки легко вынимаются.
Для смены шкворня вынимают стопор 15, затем, ударяя по нижней заглушке на цапфе поворотного кулака, шкворнем выбивают верхнюю заглушку. Потом, ударяя по шкворню сверху, выбивают нижнюю заглушку, после чего шкворень вынимают при помощи съемника или обыкновенного болта, ввернутого в резьбовое отверстие шкворня.
Стабилизатор поперечной устойчивости <<<
Для уменьшения кренов на поворотах и боковой "раскачки" на автомобиле "Волга" установлен стабилизатор поперечной устойчивости (рис. 6).



рис. 6 Стабилизатор поперечной утойчивости:
1 - обойма резиновой втулки; 2 - резиновая втулка; 3 - стержень стабилизатора; 4 - стойка; 5 - чашка подушки; 6 - подушка; 7 - чашка опорной пружины.

Стабилизатор выполнен в виде стержня 8 из пружинной стали с загнутыми концами. Он укреплен впереди поперечины передней подвески на двух резиновых втулках 2. Концы стабилизатора соединены при помощи стоек 4, имеющих на концах резиновые подушки 6, с опорными чашками пружин подвески. При одинаковой деформации пружин стержень стабилизатора свободно вращается во втулках. Если деформация пружин неодинакова, что наблюдается при повороте или при наезде одного из колес на неровность, то стержень стабилизатора закручивается, увеличивая тем самым жесткость той пружины, которая имеет большую деформацию. Это увеличение жесткости препятствует крену автомобиля.
Уход за передней подвеской <<<
Уход за передней подвеской заключается в своевременной смазке шарнирных соединений, в периодической проверке уровня жидкости в амортизаторах и их промывке, в периодической подтяжке болтов крепления амортизаторов, болтов крепления осей нижних рычагов, резьбовых втулок с самотормозящей резьбой. Необходимо также периодически проверять и, если нужно, регулировать углы установки передних колес.

Начало