[an error occurred while processing this directive]

Заводские изменения автомобиля после 1962 года.

1962 год
Передняя подвеска
Задние амортизаторы
Развал и схождение
Двигатель
Фильтр очистки топлива
1964 год
Система отопления
Естественная и принудительная вентиляция кузова
Стеклоочеститель
Сиденья
Подшипники ступици
Водяной насос

1962 год <<<


С 1962 г. Горьковский автомобильный завод начал выпуск модернизированного автомобиля ГАЗ-21 "Волга". Модернизация была направлена в основном на обновление внешнего вида автомобиля, а так же на повышение его эксплуатационных качеств, надежности и долговечности. Необходимо отметить, что модернизированные узлы и детали взаимозаменяемы со старыми и установлены на те же места с сохранением или незначительным изменением крепления.
Внешний вид и внутреннее оформление автомобиля были обновлены за счет введения новых облицовочных материалов и декоративных деталей. Изменены конструкции облицовки радиатора, подфарников, заводского знака, буферов, задних фонарей и фонаря номерного знака.
Во внутреннем оформлении кузова применены более красивые и долговечные облицовочные материалы, позволяющие производить мойку и чистку. Усовершенствован механизм регулировки и раскладки переднего сиденья.

Передняя подвеска <<<

Значительной модернизации подверглись передняя (рис. 1) и задняя подвески автомобиля. Установлены амортизаторы телескопического типа, шарнирные соединения рычагов передней подвески с уменьшенными рабочими зазорами, введена дополнительная регулировка колес. Повышена жесткость поперечины рамы, на которой монтируется передняя подвеска.
Амортизатор 5 передней подвески установлен внутри пружины. В нижний конец амортизатора запрессован резиновый шарнир, ось которого прикреплена к опорной чашке пружины. Верхний конец штока амортизатора прикреплен через резиновые подушки 4 к кронштейну, который вместе с осью рычагов закреплен на поперечине рамы. Амортизаторы можно легко снять с автомобиля без нарушения углов установки передних колес. При постановке амортизатора на место верхние подушки 4 следует стягивать гайкой так, чтобы отверстие под шплинт совпало с одной из прорезей гайки, и в этом положении зашплинтовать.

Для повышения долговечности передней подвески и снижения износа шин передних колес, кроме установки телескопических амортизаторов, введены и другие изменения. Во избежание возможности изгиба поперечины, приводящей к нарушению развала и схождению колес, введен усилитель, который установлен внутри поперечины в средней ее части. Запас регулировки развала колес увеличен на 1њ20' за счет установки второй эксцентриковой втулки 6 (см. рис. 1) в верхней головке стойки, одинаковой с нижней эксцентриковой втулкой. Эти мероприятия обеспечивают возможность нормальной регулировки развала колес на весь период эксплуатации автомобиля, не прибегая к правке деталей.

Задние амортизаторы <<<

Задние амортизаторы установлены наклонно позади заднего моста (рис. 2). От переднего амортизатора они отличаются рабочей длиной. Нижний конец амортизатора соединен с накладкой рессоры через две конические втулки. Верхний конец штока амортизатора закреплен подобно передним амортизаторам через резиновые подушки к кронштейну, приклепанному к полу кузова. В местах крепления кронштейнов пол усилен поперечиной.Для удобства обслуживания и ремонта амортизаторы выполнены разборными.
В стальной цилиндрический резервуар 10 телескопического амортизатора (рис. 3) с приваренным к нему дном 27 вставлен рабочий цилиндр 11. В нижнюю часть рабочего цилиндра запрессован корпус 25 клапана сжатия, опирающийся на три выступа 28 на дне резервуара.
Внутри цилиндра 11 помещен поршень 17, в котором смонтированы клапан отдачи, перепускной клапан и шток 1, прикрепленный к поршню гайкой 21. Сверху цилиндр и резервуар закрыты направляющей 14 штока и сальником. К штоку припаяна крышка 31, к которой припаян металлический кожух 9.На наружной поверхности поршня 17 установлены чугунные поршневые кольца 12. В поршне сделано четырнадцать сквозных отверстий, равномерно расположенных по двум окружностям различных диаметров (восемь отверстий Б на наружной окружности и шесть В-на внутренней). Тарелка 13, конусная пружина 15 и ограничительная тарелка 16 составляют перепускной клапан. Клапан отдачи состоит из тарелки 19, перекрывающей снизу шесть отверстий В поршня, пружины 20, втулки 18 и гайки 21, завертываемой до отказа.

Рис. 1. Передняя подвеска:
1 и 14 - болты зажимов; 2 - стойка; 3 - буфер отдачи; 4 - подушка крепления амортизатора; 5 - амортизатор; 6 - верхняя эксцентриковая втулка; 7 и 13 - резьбовые пальцы; 8 - болты крепления оси нижних рычагов; 9 - резьбовая втулка; 10 - ось нижних рычагов; 11 - палец шарнира нижнего крепления амортизатора; 12 - нижняя эксцентриковая втулка; 15 - нижний рычаг подвески; 16 - чашка пружины; 17 - пружина подвески; 18 - буфер сжатия; 19 - упорный шариковый подшипник; 20 - стопор шкворня; 21 - шкворень; 22 - втулка; 23 - поворотная цапфа; 24 - верхний рычаг.

Рис. 2. Крепление заднего амортизатора:
1 - кронштейн; 2 - гайка амортизатора; 3 - чашка; 4 - подушка; 5 - задний амортизатор; 6 - рессора; 7 - гайка пальца; 8 - пружинная шайба; 9 - плоская шайба; 10 - резиновая втулка; 11 - прокладка рессоры с пальцем.

Рис. 3. Телескопический амортизатор.

На корпусе 25 смонтированы клапан сжатия и впускной клапан. В корпусе имеется восемь отверстий Г, которые закрыты сверху тарелкой 29 впускного клапана, поджатой конусной пружиной 24, ограничительной тарелкой 23 и гайкой 22, ввернутой в корпус.
Стержень 30 клапана сжатия вставлен в отверстие гайки 22 и поджат снизу пружиной 26. Верхняя часть рабочего цилиндра закрыта направляющей 14 штока, имеющей в центре точно обработанное отверстие для направления штока. Отверстия А служат для стока амортизаторной жидкости, которая может проникнуть в зазор между направляющей и штоком.
Для предотвращения вытекания жидкости из амортизатора служит резиновый сальник 5, помещенный в штампованную обойму 4 и поджатый пружиной 7 через шайбу 6. Обойма 4 сальника нижним торцом упирается в направляющую 14 штока и зажимается гайкой'2, ввертываемой в резервуар. Между обоймой 4 и направляющей расположено резиновое уплотнительное кольцо 8, которое не допускает вытекания амортизаторной жидкости наружу из резервуара по резьбе. Между обоймой сальника и гайкой резервуара установлен войлочный сальник 8, предохраняющий резиновый сальник от попадания грязи.
При относительных перемещениях кузова и колес автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление. Усилия, возникающие внутри амортизатора, зависят от скорости перемещения поршня, а именно возрастают с увеличением скорости. Клапанная система амортизатора устроена так, что усилие при ходе отдачи в несколько раз больше, чем при ходе сжатия.
Для улучшения герметичности амортизаторов и упрощения обслуживания в эксплуатации в передних и задних амортизаторах введена литая гайка резервуара с квадратной головкой под гаечный ключ 27 мм взамен штампованной гайки, требовавшей специального ключа. Конструкция новой гайки обеспечивает упор ее во фланец обоймы сальника штока. Также изменена конструкция перепускных клапанов амортизаторов. В новом клапане пружинная звездочка заменена конусной спиральной пружиной и применена тарелка более простой формы с целью увеличения долговечности.

Развал и схождение <<<

Для повышения долговечности резьбовых пальцев 7 и 13 и втулок 6 и 12 зазор в их сопряжениях уменьшен на 0,25 мм. Установка двух эксцентриковых втулок в стойках передней подвески позволяет регулировать развал и угол продольного наклона шкворня как верхней, так и нижней втулкой. Вначале рекомендуется регулировать эти углы более доступной нижней втулкой. Когда запасы регулировки нижней втулки исчерпаны, можно регулировать углы верхней втулкой. Углы установки передних колес удобнее регулировать без нагрузки на автомобиль. При регулировке углов необходимо устанавливать следующие их значения:

Развал от +0њ20' до -0њ40'
Разницу в значениях развала для правого и левого колес, не более 0њ30'
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед или назад от +0њ30' до -1њ30'
Разницу в значениях угла наклона шкворня для правого и левого колес, не более 0њ30'
Схождение колес при замере по шинам, мм: 1,5-3,0
Схождение колес при замере по ободам 0,8-1,5
Наибольший угол поворота внутреннего колеса в каждую сторону 31-32њ

Двигатель <<<

Мощность двигателя на модернизированном автомобиле повышена с 70 до 75 л. с. Усовершенствована система питания двигателя. Введена открытая вентиляция картера, снижающая смолоотложение в смесительной камере карбюратора и улучшающая отвод отработавших газов из картера двигателя (рис. 4). При открытой системе вентиляции картера чистый воздух в полость картера поступает непосредственно из подкапотного пространства через воздушный фильтр, установленный на маслоналивной горловине.

Рис. 4. Схема вентиляции картера.

Воздух и попадающие в картер газы отводятся в атмосферу через трубку, присоединенную к крышке коробки толкателей. Конец трубки выведен ниже двигателя в зону разрежения, получающуюся под автомобилем во время его движения.

Фильтр очистки топлива <<<

Между топливным насосом и карбюратором установлен дополнительный фильтр очистки топлива (рис. 5) с керамическим фильтрующим элементом, обеспечивающий тонкую очистку топлива и практически исключающий перебои в работе двигателя из-за засорения жиклеров карбюратора. На модернизированном автомобиле установлены крюки, обеспечивающие удобство и надежность закрепления троса при буксировке. Усовершенствованы конструкции топливного насоса, домкрата и других деталей и узлов.

Рис. 5. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 - корпус; 2 - прокладка; 3 - фильтрующий элемент; 4 - пружина; 5 - отстойник; 6 - скоба.

1964 год <<<

Со второй половины 1964 г. Горьковский автомобильный завод начал выпускать автомобиль "Волга" новой модели, которая отличалась: более эффективной системой отопления и вентиляции кузова; стеклоочистителем с увеличенной площадью очистки ветрового стекла; установкой переднего сиденья с пониженной высотой и регулировкой наклона спинки; установкой роликовых конических подшипников ступиц передних колес; обивкой сидений новыми, более долговечными материалами. Некоторые конструктивные изменения были в двигателе, трансмиссии, ходовой части, электрооборудовании и в других агрегатах, узлах и деталях.

Система отопления <<<

Система отопления предназначена для обогрева внутреннего помещения, автомобиля и ветрового стекла. В качестве источника тепла используется горячая вода из системы охлаждения двигателя. На переднем щитке кузова автомобиля, под панелью приборов, приварен короб 13 (рис. 6) отопителя, который сообщается с наружным воздухом через люк воздухопритока, закрываемый крышкой 9. На передней стенке короба имеется внутренний люк с крышкой 14. Каждая из крышек имеет свой привод. Ручка 2 привода крышки люка воздухопритока расположена на панели приборов с левой стороны. В крайнем левом положении, обозначенном буквой "О", крышка люка открыта; в крайнем правом положении, обозначенном буквой "3" - закрыта; в среднем положении крышка открыта наполовину. Открывают и закрывают крышку внутреннего люка при помощи ручки 15. При нижнем положении ручки люк закрыт, при верхнем открыт. Радиатор 8 отопителя расположен на переднем щитке и закрыт кожухом. Радиатор соединен посредством гофрированного шланга 12 с вентилятором 6.Корпус вентилятора закреплен вместе с трубопроводом отопителя на переднем щитке.
Внутри трубопровода имеется заслонка, при помощи которой ручкой 3 можно регулировать поток теплого воздуха, направляя его или на обдув ветрового стекла, или на отопление кузова через распределитель 16. При положении ручки 3 около буквы О поток теплого воздуха разделяется на два: на обдув стекла и на отопление кузова (рис. 7, а), а около буквы 3 весь поток теплого воздуха направляется на обдув ветрового стекла. При этом кузов не отапливается. Электродвигатель вентилятора 6 (см. рис. 6) двухскоростной. Переключение скорости осуществляется при помощи переключателя 4, расположенного на кронштейне под панелью приборов.

Рис. 6. Устройство отопления и вентиляции кузова и обдува ветрового стекла:
1 - сливной краник системы охлаждения двигателя; 2 - ручка привода крышки люка воздухопритока; 3 - ручка привода заслонки трубопровода; 4 - переключатель вентилятора отопления; 5 - краник подачи горячей воды в радиатор отопителя; 6 - вентилятор; 7 и 11 - патрубки обогрева стекла; 8 - радиатор отопителя; 9 - крышка люка воздухопритока; 10 - ветровое стекло; 12 - гофрированный шланг; 13 - короб отопителя; 14 - крышка внутреннего люка; 15 - ручка крышки; 16 - распределитель теплого воздуха; 17 - коленчатая ось внутренней заслонки трубопровода отопителя; 18 - трубопровод отопителя; 19 - труба подачи теплого воздуха в помещение кузова.

Рис. 7. Схема отопления кузова:
а - при подаче наружного воздуха; б - без подачи наружного воздуха.

Естественная и принудительная вентиляция кузова <<<

На автомобиле предусмотрена как естественная, так и принудительная вентиляция кузова. Естественная вентиляция осуществляется посредством опускных стекол дверей, поворотных стекол передних дверей и поступлением воздуха через люк воздухопритока и внутреннюю крышку на коробке вентиляции. При открывании поворотного стекла вокруг него создается круговой поток воздуха, обеспечивающий отсасывание воздуха из кузова и поступления в него свежего воздуха. Кроме этого, для вентиляции можно открыть люк воздухопритока, установив ручку 2 в положение О, и открыть внутренний люк, переместив ручку 15 в верхнее положение. При этом свежий воздух через люк воздухопритока поступает прямо в кузов (рис. 8).

Рис. 8. Схема вентиляции кузова без подогрева воздуха.

Стеклоочеститель <<<

Для улучшения обзорности в дождливую и снежную погоду установлен новый стеклоочиститель СЛ 118, обеспечивающий увеличенную площадь очистки ветрового стекла. В новом стеклоочистителе увеличены длина щеток на 60 мм, прижим щеток к стеклу и мощность электродвигателя до 25 Вт. Стеклоочистители СЛ45А и СЛ118 взаимозаменяемы комплектно с рычагами и щетками.

Сиденья <<<

Для удобной посадки водителя и пассажира высота подушки спинки сиденья уменьшена. Для удобного расположения ног пассажиров, сидящих на заднем сиденье, с пола кузова убраны упоры спинки переднего сиденья. Упор спинки переднего сиденья выполнен непосредственно в шарнирах. Спинка может занимать два положения. С этой целью в верхние звенья шарниров установлены дополнительные резьбовые втулки, закрытые сверху колпачками. Взаимозаменяемость сидений сохраняется.

Подшипники ступици <<<

С целью увеличения долговечности подшипников ступиц передних колес шариковые подшипники заменены на роликовые конические 7806 и 7305 (см. рис. 1). Особенность регулировки роликовых конических подшипников заключается в том, что регулировочную гайку после затяжки роликовых конических подшипников отпускают на одну четверть оборота и затем до первого совпадения отверстия под шплинт с прорезью гайки. Все остальные операции регулировки роликовых и шариковых подшипников одинаковы.

Водяной насос <<<

Водяной насос двигателя прежней конструкции имел ряд недостатков, которые приводили: к течи вследствие недостаточной надежности сальникового уплотнения, повышенному износу узла подшипников; неполному сливу воды из полости крыльчатки; неудобству смазки подшипников.

Рис. 9. Водяной насос:
1 - задний подшипник; 2 - распорная втулка; 3 - передний подшипник; 4, 10 и 21 - стопорное кольцо; 5 - ступица; 6 и 15 - шайба; 7 - гайка; 8 - шплинт; 9 - пресс-масленка; 11 - корпус; 12 - крыльчатка; 13 - валик; 14 -болт; 16 - кольцо; 17 - пружина; 18 - обойма; 19 - манжет; 20 - уплотняющая шайба.

Поэтому на двигатель автомобиля стали устанавливать модернизированный водяной насос (рис. 9).С целью улучшения рабочих характеристик водяного насоса при высоких температурах жидкости диаметр приемного патрубка корпуса увеличен до 44 мм вместо 38 мм, что предотвращает преждевременное закипание воды. В связи с этим несколько изменена конструкция радиатора автомобиля - диаметр патрубка нижнего бачка увеличен также до 44 мм вместо 38 мм. Сам радиатор несколько продвинут вперед, что улучшает условия обслуживания водяного насоса и вентилятора.
Для установки нового водяного насоса на двигатели автомобилей ГАЗ-21 "Волга" выпусков до 1962 г. необходимо использовать специальный комплект (рис. 10), состоящий из водяного насоса 1 со ступенчатой резиновой муфтой 8 и металлическим патрубком 9. У старого шланга, соединявшего водяной насос с патрубком нижнего бачка радиатора, следует обрезать верхний изогнутый конец, равный длине ступенчатой муфты. Оставшуюся часть шланга соединяют с металлическим патрубком при помощи хомутиков.


Рис. 10. Крепление водяного насоса:
1 - насос; 2 - шпилька; 3 - гайка; 4 - пружинная шайба; 5 - кронштейн; 6 - патрубок; 7 - пресс-масленка; 8 - резиновая муфта; 9 - металлический патрубок.

Начало