Смазка значительно уменьшает трение в механизмах автомобиля и износ его деталей. Качество применяемых смазочных материалов и их чистота, своевременное и правильное проведение смазочных операций оказывает большое влияние на срок службы автомобиля.
Рис.1. Водяной насос. Два шарикоподшипника насоса смазывают через 1200–1800 км пробега автомобиля (при ТО–1). Смазка производится шприцем через пресс–масленку с помощью специального наконечника, который надевается на головку шприца. Смазку следует подавать в подшипники до появления ее из контрольного отверстия на корпусе насоса. Выступившую из отверстия смазку нужно удалить, в противном случае она может попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя. Для смазки подшипников водяного насоса необходимо применять только смазку 1–13 или ЯНЗ–2. Солидол для этой цели нельзя применять.
Рис.2. Генератор. В подшипники генератора при сборке закладывается смазка высокого качества, позволяющая работать без ее смены или добавки в течение 30000–35000 км пробега автомобиля. После указанного срока смазку нужно заменить. Для этого генератор снять с автомобиля, разобрать, очистить от грязи и пыли. Подшипники промыть в керосине, продуть сжатым воздухом или хорошо просушить, а затем заполнить их на 2/3 объема свежей смазкой ЛЗ–158 или ЦИАТИМ–201. При отсутствии этих смазок можно применять смазку 1-13, но при этом ее нужно будет заменять уже через 12000–18000 км пробега. Если генератор после первых 24000–30000 км не разбирался, то при дальнейшей эксплуатации передний подшипник следует смазывать через масленку моторным маслом после каждых 6000 км пробега. В задний подшипник при этом следует добавлять смазку ЦИАТИМ–201 или ЛЗ–158 через каждые 24000–30000 км, а при употреблении смазки 1–13 через каждые 12000–18000 км.
Pис.3. Фильтр тонкой очистки масла. Замену фильтрующего элемента в фильтре следует производить, как правило, одновременно со сменой масла в картере двигателя. Заменять элемент раньше нужно только в том случае, если масло темнеет, что свидетельствует о засорении фильтра и выходе его из строя. При смене фильтрующего элемента нужно сливать отстой и очищать внутреннюю полость корпуса фильтра. Крышку корпуса фильтра следует устанавливать в прежнее положение, надежно затягивать. При пробном пуске двигателя проверять герметичность фильтра.
Рис.4. Воздушный фильтр карбюратора. Смену масла в фильтре следует производить одновременно со сменой масла в картере двигателя. При работе на сильно запыленных, особенно грунтовых, дорогах масло в фильтре рекомендуется менять ежедневно. Если автомобиль эксплуатируется на дорогах с небольшой запыленностью воздуха (в особенности на снежных) и масло в воздушном фильтре загрязняется мало, его менять не надо. При загрязнении фильтрующего элемента его нужно промыть в керосине. После того, как керосин стечет, окунуть в чистое масло и поставить на место. Необходимо иметь в виду, что воздушный фильтр работает исправно до тех пор, пока его фильтрующий элемент покрыт пленкой масла. Сухой элемент не работает. Увеличенный уровень масла в воздушном фильтре приводит к попаданию его в карбюратор и на электроды свечей, что приводит к перебоям в работе двигателя.
Рис.5. Амортизатор передней подвески. Рис.16. Амортизатор задней подвески. Телескопические амортизаторы автомобиля «Волга», если они исправны, не требуют замены или доливки масла. При обнаружении подтекания жидкости из амортизатора и потере эффективности его работы (определяется по недостаточно быстрому гашению колебаний автомобиля при переезде неровностей) амортизатор следует снять, разобрать, заменить неисправные детали, залить амортизаторную жидкость и собрать. В амортизатор передней подвески заливают 140см3, а в амортизатор задней подвески 230 см3 жидкости. Заливку жидкости нужно производить в цилиндр, вставленный в резервуар амортизатора настолько, чтобы его можно было удерживать на весу рукой. Предварительно в нижнюю часть цилиндра должен быть запрессован клапан сжатия, а поршень со штоком вынут. Жидкость следует наливать до уровня ниже верхней кромки цилиндра на 35–40 мм. Оставшуюся жидкость вылить в резервуар. Вставить поршень со штоком в цилиндр, поставить на место направляющую штока, сальник, поджимную пружину, уплотнительные кольца, обойму сальника и завернуть гайку резервуара, произвести прокачку амортизатора, несколько раз сжимая его до отказа и растягивая. Проверить герметичность уплотнений штока.
Рис.6. Подшипник передних колес. Смену смазки производить чeрез 12000–18000км пробега (через ТО–2). При смене смазки ступицы следует снять подшипники и внутренние полости ступиц промыть в керосине, продуть сжатым воздухом или просушить и заложить свежую смазку 1–13 на 2/3 объема подшипников и часть объема полостей ступиц. Излишняя смазка при нагревании во время работы может пробить сальник и попасть на детали тормоза.
Рис.7. Фильтр грубой очистки масла. Ежедневно очищать фильтр поворотом его стержня на 2–3 оборота на горячем двигателе (15–20 качаний за рукоятку), Через 6000–9000 км пробега (при ТО–2) вместе со сменой масла в двигателе из отстойника фильтра сливать отстой, а через 12000км фильтр рекомендуется разбирать и промывать.
Рис.8. Распределитель зажигания. Через каждые 6000 км пробега смазывать втулку вала распределителя, повернув на один оборот крышку колпачковой масленки, пустить по одной капле моторного масла на ось рычажка прерывателя, фильц кулачка и пять капель на втулку кулачка, предварительно сняв ротор и сальник под ним.
Рис.9. Подшипник и муфта выключения сцепления. Смазывать смазкой 1–13 через 1200–1800 км пробега (при ТО–1). Смазка производится поворотом на 2–3 оборота крышки колпачковой масленки. В случае расхода смазки крышку свинчивают с масленки, заполняют смазкой и снова навертывают. Следует избегать излишней смазки муфты и подшипника, так как при этом смазка может попасть на диски сцепления и вызвать их пробуксовку.
Рис.10. Картер коробки передач. Применяется автомобильное трансмиссионное масло. Уровень масла проверять через каждые 6000–9000 км (при ТО–2), отворачивая пробку контрольного отверстия с правой стороны картера, и при необходимости доливать. Заменять масло нужно через каждые 12000–18000 км пробега (через ТО–2)
Рис.11. Шарниры промежуточного вала. Рис. 12. Передние шарниры карданного вала. Рис. 14. Задний шарнир карданного вала. Шарниры и шлицы карданного и промежуточного валов смазываются жидким автомобильным трансмиссионным маслом с помощью шприца. Смазывать их густыми (консистентными) смазками запрещается. Шарниры (три масленки) следует смазывать до тех пор, пока масло не начнет выходить через контрольные клапаны, расположенные с обратной стороны крестовины. Для смазки шарниров на головку шприца надевается специальный наконечник. Смазка шлицев (одна пресс-масленка) производится пятью-шестью полными качками рычага шприца. При этом смазка не должна выходить наружу через уплотнение шлицевого соединения. Увеличенное количество смазки может привести к выдавливанию заглушки, попаданию масла внутрь трубы вала и нарушению его балансировки.
Рис.13. Рессоры. Смазывать через 12000–18000 км пробега. В случае появления скрипа их смазывают раньше этого срока (графитной смазкой УСсА). Если автомобиль эксплуатировался на малопыльных и не грязных дорогах и скрип рессор не прослушивается, срок смазки можно увеличить в полтора-два раза. Для смазки рессор следует отсоединить нижние концы амортизаторов от рессорных накладок, приподнять заднюю часть автомобиля до момента отрыва задних колес от пола, затем завернуть чехлы поочередно с каждого конца и обильно смазать открытые места, разжимая концы листов отверткой. При этом не должны быть повреждены фибровые прокладки, находящиеся между листами.
Рис.15. Картер заднего моста. Применяется масло для гипоидных передач. Проверять уровень масла через каждые 6000–9000км (при ТО–2) и при необходимости доливать. Масло заменять через каждые 12000–18000км пробега (через ТО–2). Масло рекомендуется сливать после работы автомобиля, пока оно горячее. Наливать масло нужно до уровня наливного отверстия, которое одновременно является контрольным. Применять другие смазки категорически запрещается.
Рис.17. Подшипники задних колес. Пополнять смазкой через каждые 6000–9000 км пробега (при ТО–2). Для этого колпачок масленки нужно дважды заполнить консистентной смазкой 1–13 и завернуть до отказа. Излишняя смазка вредна, так как может пробить сальник и попасть в тормоза.
Рис.18. Нижний подшипник валика переключения передач. Смазывать через каждые 1200–1800 км пробега (при ТО–1) солидолом с помощью шприца до появления смазки из-под уплотнений. Лишнюю смазку удалить.
Рис.19. Главный цилиндр привода тормозов и сцепления. Проверять уровень гидротормозной жидкости через каждые 1200–1800 км пробега (при ТО–1). Если нужно, добавлять жидкость. Уровень жидкости не должен понижаться более чем на 20мм от верхней кромки наливного отверстия.
Рис.20. Трос привода ручного тормоза. Смазывать по мере надобности легкопроникающей смазкой или моторным маслом через отверстие в верхней части трубки троса, закрываемое пружинным хомутиком.
Рис.21. Шарнирные соединения передней подвески и рулевых тяг, шкворни и ось маятникового рычага (21 точка). Смазывать через 1200–1800 км пробега (при ТО–1) солидолом с помощью шприца через пресс-масленки. Перед смазкой следует тщательно очистить головки масленок от грязи, чтобы избежать попадания ее вместе со смазкой в шарниры. Смазку нужно подавать до появления ее из-под уплотнений шарнирного соединения.
Рис.22. Рулевой механизм. Смазывать автомобильным трансмиссионным маслом. Проверять уровень в картере руля через 6000–9000 км пробега. Заменять смазку через 12000–18000 км пробега (через ТО–2). Уровень масла в картере рулевого механизма должен быть на 20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. С наступлением морозов для уменьшения вязкости смазки необходимо добавлять веретенное масло или масло для двигателя. Для этого нужно вывернуть нижний правый болт крепления передней крышки и дать стечь около 0,1л смазки, затем поставить болт на место и через наливное отверстие добавить такое же количество жидкого масла.
Рис.23. Аккумуляторная батарея. Зажимы аккумуляторной батареи по мере надобности очищать от окислов и смазывать техническим вазелином. Регулярно следить за уровнем электролита в банках батареи и доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10–15 мм выше предохранительной сетки, установленной над сепараторами.
Рис.24. Картер двигателя. Для смазки применяется масло автомобильное моторное АС–8 (М8Б). Уровень масла нужно проверять ежедневно перед выездом, а при дальних поездках через каждые 300–400 км пути. Доливать масло так, чтобы его уровень всегда был в пределах метки «П» на масляном щупе. Смену масла в картере двигателя рекомендуется производить после пробега 6000–9000 км (при ТО–2). Масло нужно сливать из картера сразу после работы, пока оно горячее и хорошо стекает. При сильном загрязнении картера различными осадками рекомендуется промывать его жидким маслом (веретенным), но ни в коем случае керосином. Для этого залить в картер около трех литров промывочного масла и, вывернув свечи, быстро, в течение 2–3 мин. вращать коленчатый вал пусковой рукояткой. Затем слить промывочное масло и заправить моторным маслом, которое должно применяться в соответствии с сезоном, по карте смазки. При использовании чистого масла и регулярной его смене промывать картер не требуется. Необходимо применять только масла, рекомендуемые заводской инструкцией. Недопустимо применение масел высокой вязкости, так как это увеличивает расход бензина, повышает износ деталей и затрудняет запуск двигателя. Одновременно со сменой масла в картере двигателя производится смена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки, слив отстоя из фильтра грубой очистки, а также промывка фильтрующего элемента и смена масла в воздушном фильтре карбюратора. Масло в картер заливается через патрубок на крышке коромысел (желательно через воронку с мелкой сеткой) до уровня метки «П» на щупе. Затем запускается двигатель и после работы в течение 5мин. на умеренных оборотах выключается. Через 3–4 мин. после остановки двигателя снова нужно проверить уровень масла в картере и долить до метки «П» на щупе. При проверке уровня масла в пути замер его щупом следует производить не сразу, а через 3–4мин. после остановки двигателя. За это время масло стечет с рабочих поверхностей, полостей фильтров и замер его даст наиболее правильные показания.