ГЕНЕРАТОР
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на двигателе установлен генератор постоянного тока типа Г12 мощностью 250 вт. Номинальное напряжение — 12 в; максимальный ток отдачи — 19–21 A; возбуждение — параллельное; охлаждение — воздушное, принудительное; начало отдачи — при 940 об/мин; полная отдача — при 1750 об/мин. Работает генератор совместно с реле–регулятором.
Генератор крепится с правой стороны двигателя на специальном кронштейне. Якорь генератора приводится во вращение с помощью клинового ремня от шкива коленчатого вала.
Генератор работает на принципе электромагнитной индукции, т.е. при пересечении проводником силовых линий магнитного поля в нем индуцируется электродвижущая сила.
В первоначальный момент магнитное поле получается за счет остаточного магнетизма, а затем — с помощью электромагнитов.
При вращении якоря проводники, находящиеся в его пазах, пересекают силовые линии магнитного поля и в них индуктируется переменный электрический ток. Переменный ток поступает на механический выпрямитель (коллектор), который подключает к внешней цепи только те проводники, в которых индуктируется ток нужного направления. Так с помощью коллектора переменный электрический ток превращается в постоянный ток.
В корпусе генератора установлены два полюса 9 с обмотками возбуждения 7, которые создают магнитное поле. Якорь представляет собой пакет 11, набранный из листовой электротехнической стали. В пазах пакета уложены обмотки 10, концы которых присоединены к коллектору 12.
Коллектор 12 представляет собой цилиндр, набранный из изолированных между собой медных пластин (ламелей). Служит для выпрямления электрического тока, индуктируемого в обмотках якоря, и передачи его через щетки 18 к потребителям и в обмотки возбуждения. Щетки установлены в щеткодержателях 15 и прижимаются к коллектору пружинами.
Вал якоря установлен в двух шариковых подшипниках, которые закреплены в крышках 3 и 19. На валу установлен шкив 2, с центробежным вентилятором для охлаждения внутренних частей генератора. Воздух входит в окна крышки 19 со стороны коллектора, охлаждает генератор, проходит через окна в крышке 3 со стороны шкива и центробежной крыльчаткой выбрасывается наружу.
На корпусе генератора установлены три клеммы для присоединения проводов. Для облегчения обслуживания в корпусе имеется четыре окна, которые закрыты защитной лентой 13.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА
Ежедневно проверять наличие зарядного тока по амперметру. При каждом первом техническом обслуживании (ТО-1) очистить генератор от пыли и грязи; проверить крепление генератора к кронштейну.
При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора, при необходимости протереть тряпочкой, смоченной в чистом бензине.
При проверке состояния щеток особое внимание следует обратить на то, чтобы они не заедали в щеткодержателях 15, и на их рабочей поверхности не было сколов. Щетки, имеющие высоту менее 14 мм, надо заменить. Новые щетки необходимо притереть по диаметру коллектора. Для этого на коллектор накладывают полоску стеклянной шкурки абразивной стороной к щетке. Поворачивая якорь за шкив по часовой стрелке, производят притирку. После притирки щеток генератор продувают сжатым воздухом. Усилие щеточных пружин должно быть в пределах 800–1300 г. Проверку усилия щеточных пружин следует делать через одно ТО–2.
Если при осмотре обнаружено, что коллектор имеет подгорание, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80. При небольшом подгорании зачистку коллектора можно сделать, не снимая генератора с двигателя, через окна в крышке 19. Если коллектор имеет сильный износ и биение, его следует проточить на токарном или специальном станке, а затем произвести подрезку изоляции на глубину 0,8 мм. После подрезки изоляции коллектор шлифуют стеклянной шкуркой зернистостью 100. Суммарное биение коллектора не должно превышать 0,05.
При ТО-2 следует также продуть генератор сжатым воздухом и поднять стяжные винты корпуса. Через каждые 75000км производить смазку Л3158 в шариковых подшипниках.
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
На автомобиле применяется свинцовая аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ с номинальным напряжением 12 а и номинальной емкостью при 10-часовом разряде 54а.ч. Она установлена в специальном гнезде под капотом и служит для питания потребителей при неработающем двигателе.
Аккумуляторная батарея является химическим источником электрического тока. Если клеммы аккумуляторной батареи соединить с источником постоянного тока, например с генератором, то в ней будет протекать химическая реакция, в которой участвует электрический ток, свинцовые пластины и электролит. Батарея будет заряжаться. При соединении клемм батареи с потребителем в ней будет протекать обратная химическая реакция. Батарея будет разряжаться. Количество электричества, которое может отдать полностью заряженная батарея при разрядке током 5,4а до напряжения 1,7в на каждый элемент, называется емкостью. Измеряется емкость в а.ч.
Аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов). Все элементы помещены в эбонитовый бак 29, имеющий шесть отсеков. Каждый элемент состоит из четырех положительных пластин 38 и пяти отрицательных пластин 32. Пластины имеют основу в виде свинцовой решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой, состоящей из свинцовых окислов — свинцового порошка. При изготовлении пластины формируются электрохимическим путем в положительные (перекись свинца) и отрицательные (губчатый свинец). Положительные и отрицательные пластины каждого элемента соединены баретками в полублоки. Баретки имеют полюсные штыри. Между пластинами установлены изоляционные прокладки — сепараторы. Сверху пластин установлена предохранительная решетка 28.
Каждый элемент батареи закрыт крышкой 27. В крышке имеются наливное и вентиляционное отверстия. Наливное отверстие закрыто пробкой 23. Через крышку проходят полюсные штыри от бареток. Пластины погружены в электролит. Он представляет собой раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. При зарядке плотность электролита повышается, а при разрядке понижается.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
При каждом втором техническом обслуживании, но не реже чем через 10—15 дней, необходимо:
очистить батарею от пыли и грязи; электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды;
очистить окислившиеся клеммы и наконечники проводов;
проверить надежность крепления;
проверить и при необходимости очистить вентиляционные отверстия;
проверить состояние бака;
проверить степень разряженности батареи по плотности электролита, и если она разряжена более чем на 25% зимой и на 50%летом, ее необходимо снять с автомобиля и отправить на подзарядку.
Степень заряженности батареи определяется по плотности элек-
тролита.
ДАННЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ
АККУМУЛЯТОРА ПО ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
(при температуре +150С)
Батарея заряжена полностью
Допустимая степень разряженности батареи
зимой на 25% емкости
летом на 50% емкости
1,31
1,27
1,23
1,29
1,25
1,21
1,27
1,23
1,19
1,25
1,21
1,17
Плотность электролита измеряется специальным кислотомером (ареометром). Если температура электролита отличается от +150С, то к показаниям ареометра следует прибавить или вычесть поправку. При повышении температуры на каждые 150С плотность уменьшается на 0,01 единицы, а при понижении температуры на каждые 150С плотность увеличивается на 0,01 единицы.
При втором ТО-2 требуется также проверить уровень электролита в каждом элементе и при необходимости долить дистиллированной водой до уровня.
Уровень электролита должен быть на 10—15мм выше предохранительной решетки, установленной над пластинами. Уровень электролита измеряется стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3—5 мм, имеющей соответствующую отметку.
Чтобы измерить уровень электролита, надо опустить трубку в вертикальном положении в наливное отверстие крышки до упора в предохранительную решетку, закрыть трубку сверху пальцем, затем вынуть. Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня. При необходимости уровень поднимают доливкой дистиллированной воды.
При сезонном обслуживании необходимо провести работы, предусмотренные при ТО-2; поставить аккумуляторную батарею на подзарядку н довести плотность электролита до значений, предусмотренных для климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.
ДАННЫЕ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА ДЛЯ
РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ
Климатический район
Плотность электролита
заряженных батарей при +150С
при первой зарядке
в конце зарядки
Район с резкоконтинентальным климатом с температурой зимой ниже -400С
летом
1,25
1,27
зимой
1,29
1,31
Северные районы с температурой зимой до -400С
круглый год
1,27
1,29
Центральные районы с температурой зимой до -300С
круглый год
1,25
1,27
Южные районы с температурой зимой до -200С
круглый год
1,23
1,25
Допустимое отклонение плотности электролита не более 0,01
 
1 — шпонка
2 — шкив
3 — крышка со стороны привода
4 — подшипник со стороны привода
5 — опорная чашка
6 — стопорное кольцо
7 — обмотка возбуждения
8 — вал якоря
9 — полюс
10 — обмотка якоря
11 — якорь
12 — коллектор
13 — защитная лента
14 — стяжной винт
15 — щеткодержатель
16 — ось рычага щеткодержателя
17 — рычаг щеткодержателя
18 — щетка
19 — крышка со стороны коллектора
20 — крышка подшипника
21 — корпус генератора
22 — межэлементная перемычка
23 — пробка наливного отверстия
24 — вентиляционное отверстие
25 — уплотнительная мастика
26 — положительная клемма
27 — крышка
28 — решетка предохранительная
29 — бак
30 — положительная пластина
31 — сепаратор
32 — отрицательная пластина